РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2020 года г. Бузулук.
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сафроновой Е.Н.,
при секретаре Зиннуровой С.Н.,
с участием помощника Бузулукского межрайонного прокурора ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного прокурора старшего советника юстиции Бугуцкого Е.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Саночистка» об обязании соблюдения требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов в <адрес> Оренбургской области,
УСТАНОВИЛ:
Оренбургский природоохранный прокурор старший советник юстиции Бугуцкий Е.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Саночистка» об обязании соблюдения требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов в г. Бузулуке и с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны окружающей среды, об обращениях с отходами, санитарно-эпидемиологического благополучия в деятельности ООО инженерный центр «Саночистка» при эксплуатации полигонов ТБО г. Бузулук и с. Курманаевка.
Проверкой установлено, что ООО «Саночистка» осуществляет деятельность по обращению с отходами, получена лицензия от ** ** ****№ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.
ООО «Саночистка» осуществляет деятельность на трех промышленных площадках:
- Промплощадка № - полигон захоронения твердых коммунальных отходов в <адрес>);
- Промплощадка № - производственная база, расположенная по адресу: <адрес>;
- Промплощадка № - полигон для захоронения твердых бытовых отходов № (<адрес>, полигон для захоронения твердых бытовых отходов №).
На здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, которые планируется использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (сбор, транспортирование, обработка отходов I-II классов опасности) ООО «Саночистка» имеет санитарно-эпидемиологическое заключению от ** ** ****№, выданное Западным Территориальным отделом Управления Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия прав человека по Оренбургской области.
Полигон захоронения твердых коммунальных отходов в <адрес> внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за №.
На полигон захоронения твердых коммунальных отходов в <адрес> (далее полигон) принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садов-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 4-5 класса опасности.
Полигон расположен на земельном участке с местоположением: <адрес> в 5 км на северо-запад от <адрес>, общей площадью 19,75 га.
Земельный участок, на котором расположен полигон принадлежит МО <адрес>. Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ** ** **** сделана запись регистрации №, свидетельство серии <адрес>.
Согласно свидетельству серии №, земельный участок, на котором расположен полигон принадлежит МО «<адрес>», с кадастровым номером № относится к категории - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Указанный земельный участок передан ООО «Саночистка» на основании договора аренды земель от ** ** ****. №.
На полигоне имеется участок для обработки, поступающих на полигон отходов - отходов содержащие металлические части; полиэтилен; смеси пластмассовых изделий и стеклотару при сортировке отходов. Обработка указанных отходов при сортировке отходов заключается в сортировке, при необходимости измельчении и прессовании. Участок для прессования отходов расположен в металлическом ангаре площадью 300 кв.м и оборудован гидравлическими прессами марки ПГП-12.
При обработки (сортировки) отходов (мусора) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов; отходов (мусора) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава; отходов (мусора) от уборки подвижного состава автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта; отходы (мусор) от уборки пассажирских судов образуются полезные компоненты - бумага, стеклобой, полиэтилен, металлолом и ПЭТ-бутылки).
Обработка (сортировка) отходов бумаги и мешков, бумажных с полиэтиленовым слоем незагрязненных осуществляется ручным способ, а именно от мешков бумажных отделяется полиэтилен. После обработке указанного отхода образуются полиэтилен и мешки, бумажные невлагопрочные (без битумной пропитки, прослойки и армированных слоев), утратившие потребительские свойства, незагрязненные.
Обработка боя автомобильного стекла с кантом, также осуществляется ручным способ, а именно от стекла отделяется пленка и кант. После обработке указанного отхода образуются, бой стекала, полиэтилен и резиновый кант.
Обработке также подлежат отходы бытовой и офисной техники (кроме картриджей), в том числе и банкоматов, утратившие потребительские свойства. Обработка этих отходов заключается в разборке и сортировке на составные части: стекло, пластик, электронные составляющие (платы, микросхемы) и элементы.
В результате обработки образующиеся отходы: остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе; отходы (остатки) сортировки отходов пластмасс, не пригодные для утилизации; смесь отходов пластмассовых изделии при сортировке твердых коммунальных отходов; смесь разнородных материалов при сортировке отходов бумаги и картона, подлежат размещению на полигонах ТКО (<адрес> и <адрес>).
Полигон захоронения твердых коммунальных отходов <адрес> внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за №.
Полигон расположен на земельном участке с кадастровым номером №. Данный земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ** ** **** серии №, в соответствии с которым земельный участок относится к категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование для размещения и эксплуатации полигона для захоронения твердых бытовых отходов в <адрес>, общая площадь 100 000 кв.м. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>, с/с Курманаевский, в северо-восточной части кадастрового квартала №.
Указанные объекты и земельный участок переданы ООО «Саночистка» на основании договора аренды от ** ** ****№, заключенным с муниципальным учреждением администрация МО <адрес>. Договор заключен сроком на 5 лет (п. 2.1).
Полигон твердых бытовых отходов в соответствии с п. 7.1.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изменениями) относится ко 2 классу опасности «Полигоны твердых бытовых отходов, участки компостирования твердых бытовых отходов» с размером СЗЗ - 500 метров. В пределах санитарно-защитной зоны жилая застройка, образовательные, детские, лечебные и оздоровительные, ландшафтно-рекреационные объекты и места массового отдыха населения отсутствуют. Полигон ТБО расположен в <адрес>
Полигон состоит из двух территориальных частей: территория под складирование ТКО (емкости для хранения ТКО №№ 1, 2 и 3) и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов.
На полигоне выполняются следующие основные виды работ: прием, складирование и изоляция ТКО. Организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации, разработанной в проекте.
На хозяйственной территории размещается производственно-бытовое здание площадью 66,7 кв.м., помещение для размещения гидравлического пресса ПГП 12 и дырокола для ПЭТ бутылок, надворный туалет.
На полигоне организуется бесперебойная разгрузка мусоровозов в течение 2-х смен. Площадка разгрузки перед рабочей картой разбивается на 2 участка. На одном разгружается мусоровоз, на другом работает бульдозер.
В нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ООО «Саночистка» в период с ** ** **** по ** ** **** осуществляло деятельность по обращению с отходами на эксплуатируемых объектах размещения отходов (полигоны ТКО <адрес> и <адрес>) в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Кроме того, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации вышеуказанных полигонов ТБО <адрес> и <адрес>.
Так, при разгрузке транспортных средств непосредственно на территории рабочих карт полигонов ТБО <адрес> и <адрес> контроль за составом поступающих отходов не осуществлялся (привело к размещению шин пневматических автомобильных отработанных (более 10 единиц), отходов изолированных проводов и кабелей, которые входят в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается), что противоречит требованиям п. 2.3 СП 2.1.7.1038-01.
При осмотре рабочих карт полигонов ТБО <адрес> и <адрес> установлено, что Обществом не установлены и не обеспечены переносные сетчатые ограждения, что не соответствует требованиям п. 5.3. СП 2.1.7.1038-01.
Территория санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге полигонов ТБО <адрес> и <адрес> находилась в загрязнении состоянии, что не соответствует требованиям п. 5.6 СП 2.1.7.1038-01.
В санитарно-защитной зоне полигонов ТБО <адрес> и <адрес> устроены контрольные скважины. На момент проведения обследования контрольным скважинам для отбора грунтовых вод не устроены подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб, что является нарушением п. 4.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
На рабочих картах полигона ТБО <адрес> отсутствует освещение, что противоречит требованиям п.п. 4.2,4.5 СП 2.1.7.1038-01.
Лабораторный производственный контроль организован по договорам с ИЛЦ Бузулукского филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в Оренбургской области» и ИЛ ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области». Представлены договора на проведение лабораторных исследований за ** ** **** гг.
Исследования проб атмосферного воздуха и контроль качества грунтовых вод на полигоне ТБО в ** ** **** году проводился ИЛ ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области».
Вместе с тем, на полигоне ТБО <адрес> грунтовые воды и почва не исследуются на гельминтологические и микробиологические показатели, что не соответствует п.п. 6.7, 6.9 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», п. 2.2, 2.5 СП ** ** ****-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарии противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Выявлены факты допуска к мусоросортировочной ленте коммунальных отходов работников, не прошедших соответствующее обучение.
Так, в ходе осмотра мусоросортировочного комплекса установлено, что на момент проверки на мусоросортировочной ленте (сортировочная кабина) осуществляла работу смена из 8 работников по сортировке мусор коммунальных отходов (сортировка фракций: стекло, пластик, полиэтилен, бумага, картон).
Выявлены факты допуска к мусоросортировочной ленте коммунальных отходов работников, не прошедших соответствующее обучение.
Так, в ходе осмотра полигона ТБО, мусоросортировочного комплекса установлено, что на момент проверки, в нарушение требований статей 2, 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» к вышеуказанным работам (на мусоросортировочной ленте по сортировке мусора) допущены работники, осуществляющие сортировку коммунальных отходов (сортировка фракций: стекло, пластик, полиэтилен, бумага, картон), не прошедшие обучение по работе с отходами I-IV класса опасности.
Невыполнение ответчиком требований актов федерального законодательства нарушает интересы Российской Федерации, ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, может привести к нарушению экологической безопасности и неблагоприятным экологическим последствиям, как для граждан, так и для окружающей среды.
Просил суд обязать ООО «Саночистка»:
- обеспечить подъездными путями для автотранспорта к скважинам полигонов ТБО <адрес> и <адрес>, а также емкостями для водоотлива или откачки воды перед взятием проб в соответствии с пунктом 4.7 СП 2.** ** ****- 01.
- обеспечить контроль за составом поступающих отходов на рабочие карты полигонов ТБО <адрес> и <адрес>;
- принять меры к очистке территории полигонов ТБО <адрес> и <адрес> от мусора, запрещенного для размещения и захоронения, включенного в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ** ** ****№;
- очистить от мусора прилегающие земли к подъездной дороге полигонов ТБО <адрес> и <адрес>;
- установить и обеспечить переносными сетчатыми ограждениями в соответствии с пунктом 5.3 СП 2.1.7.1038-01 рабочие карты полигонов ТБО <адрес> и <адрес>;
- исключить факты доступа к работе на мусоросортировочной ленте полигона ТБО <адрес> работников, не прошедших обучение по работе с отходами I-IV класса опасности;
- обеспечить на полигоне ТБО <адрес> исследование грунтовых вод и почвы на гельминтологические и микробиологические показатели в соответствии с п.п. 6.7, 6.9 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», п. 2.2, 2.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обязать ООО «Саночистка» в срок не позднее ** ** ****:
- разработать проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- организовать освещение на рабочих картах полигона ТБО <адрес>;
В судебном заседании помощник прокурора Рязанцева Л.П. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик ООО «Саночистка» в судебное заседание представителя не направила, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Суду представило заявление о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, заявленные исковые требования признает.
Выслушав помощника прокурора Рязанцеву Л.П., исследовав материалы гражданского дела суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Признание иска ответчиком выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, согласно которому последствия признания иска понятны. Заявление приобщено к делу.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Разъяснив ответчику последствия признания иска, принимая во внимание то, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы третьих лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
Согласно статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае, если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему отказано.
Поскольку при подачи иска в суд истец был освобожден от уплаты госпошлины в силу закона, с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Бузулук Оренбургской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300,00руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 98, 103, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Оренбургского природоохранного прокурора старшего советника юстиции Бугуцкого Е.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Саночистка» об обязании соблюдения требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов в <адрес> и <адрес> - удовлетворить.
Обязать ООО «Саночистка»:
- обеспечить подъездными путями для автотранспорта к скважинам полигонов ТБО <адрес> и <адрес>, а также емкостями для водоотлива или откачки воды перед взятием проб в соответствии с пунктом 4.7 СП 2.1.7.1038- 01;
- обеспечить контроль за составом поступающих отходов на рабочие карты полигонов ТБО <адрес> и <адрес>;
- принять меры к очистке территории полигонов ТБО <адрес> и <адрес> от мусора, запрещенного для размещения и захоронения, включенного в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ** ** ****№;
- очистить от мусора прилегающие земли к подъездной дороге полигонов ТБО <адрес> и <адрес>;
- установить и обеспечить переносными сетчатыми ограждениями в соответствии с пунктом 5.3 СП 2.1.7.1038-01 рабочие карты полигонов ТБО <адрес> и <адрес>;
- исключить факты доступа к работе на мусоросортировочной ленте полигона ТБО <адрес> работников, не прошедших обучение по работе с отходами I-IV класса опасности;
- обеспечить на полигоне ТБО <адрес> исследование грунтовых вод и почвы на гельминтологические и микробиологические показатели в соответствии с п.п. 6.7, 6.9 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», п. 2.2, 2.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обязать ООО «Саночистка» в срок не позднее ** ** ****:
- разработать проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- организовать освещение на рабочих картах полигона ТБО <адрес>;
Взыскать с ООО «Саночистка» государственную пошлину в доход бюджета МО г. Бузулук в сумме 300,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.Н. Сафронова.
Решение в окончательной форме принято 29 июля 2020 года.
Подлинник решения подшит в гражданском деле 2(1)-1315/2020 (УИД 56RS0008-01-2020-001963-16), находящемся в производстве Бузулукского районного суда.